- Гармония сфер
- (от греч. sphaira — шар), учение о числовых соотношениях между планетами и связующей их гонич. системе, возникшее на Др. Востоке. Пифагорейцы перенесли это учение на греч. почву. Согласно ему, небесные тела, движущиеся в космосе, через определ. гармонически упорядоч. ишервалы издают звуки, которые постоянно воздействуют на нас, однако мы не воспринимаем их. Планеты удалены друг от друга на дистанции с интервалами семи — или восьмитоновой гаммы. Существовали две точки зрения относительно соответствия высоты тона расположению планет: первоначально наиболее отдал, небесные тела обозначались самым маленьким числом, и с ними были связаны наиболее низкие ступени звукоряда; позднее большая скорость движения отдал, небесных тел позволила соотнести их с большими числовыми величинами и высокими ступенями звукоряда. Представление о связи музыки и космоса было распространено уже в Др. Египте и Вавилоне, Индии и Китае. В соответствии с этим представлением не только планеты (пять или семь), но и смена времен года, система элементов находятся в гармонич. связи. Г. с. влияет не только на ступени звукоряда, но и на систему нотации, тональности, вокальные формы. Г. с. в узком смысле, т. е. соответствие небесных тел музыкальным интервалам, в Греции была первоначально введена в теологич. концепции, впоследствии под них был подведен фундамент физико-акустич. теорий (Архит, Евдокс, Платон, критич. замечания Аристотеля). В конце концов учение о Г. с. было систематизировано и мистически воспринято неопифагорейцами и неоплатониками эллинистич. и рим. периодов, став излюбл. темой их трудов. Христианская мысль через отцов церкви, философов и ученых-теоретиков средневековья также восприняла учение о Г. с. Согласно античным и Ср.-век. представлениям, числовая гармония пронизывает мировое пространство, макрокосм, а также человеч. душу, микрокосм, тогда как чувственно воспринимаемая музыка, производимая звучащими инструментами, является только отражением музыки сфер. Астроном Кеплер пытался научно обосновать Г. с, исследуя соотношения угловых скоростей планет («Harmonices Mundi» — «Учение о гармонии мира», 1619), тогда как поэты — Шекспир («Венецианский купец»), Гёте («Фауст») и романтики — стремились дать новую жизнь др. учению.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.